«Прошлое не исчезает, оно всегда с нами…»

0

ZbCJN1C7_2A fRGcgYSqKAw 5dGlXVTrTrQ14 октября с.г. в Государственном музее истории ГУЛАГа состоялась лекция кандидата филологических наук, руководителя Ингушского «Мемориала», исследователя истории политических репрессий 20 века Марьям Яндиевой «Депортация ингушей: основные аспекты сталинского преступления». Лекция была запланирована как концептуальная часть большого экспозиционно-лекционного проекта музея, открывшегося 16 сентября фотовыставкой, посвященной депортации ингушского народа » Испытание. 70 лет спустя» (автор Д. Беляков).

Перед началом лекции научный сотрудник Виктория Сушко сказала о традиционных связях музея и Ингушского «Мемориала», в течение почти восьми лет проводящего здесь вечера памяти 1944 и 1992 гг., презентации тематических изданий.

На лекции присутствовали представители разных поколений — молодежь (студенты и аспиранты московских ВУЗов), ветераны российской правозащиты и исследователи истории советского периода : Э.А. Кудусов, С.У. Алиева, Б.Д. Газиков, Р.Н. Цырлина и др.

М.Яндиева достаточно подробно осветила основные проблемы депортационной проблематики ингушей, ознакомив аудиторию со своими выводами, сделанными на основе длительного изучения документов и материалов различных уровней :

— Глубинной и всегда тщательно замаскированной причиной террора государства в отношении ингушей являлась(и является) этногеополитико-стратегическая проблема региона. Ингуши вместе с чеченцами, согласно имперской иерархической традиции, всегда позиционировались как нелояльные народы. Поэтому объектом вожделений империи была их этническая территория, на которой они сами были лишними в свете политики и практики советского (и постсоветского) экспансионизма в регионах Северного и Южного Кавказа.

— Главным во все времена объектом репрессий со стороны власти были чеченцы, пассионарные соседи ингушей.

— «Размышления» в Кремле по поводу депортации наших народов еще в 1940 году позволяют утверждать, что главная внутриполитическая причина заключалась в том, что ингуши (вместе с чеченцами) не только не поддались советизации, а еще и оказывали всевозможное сопротивление советской власти в конце 20х — 30х — 40х гг. как латентной, так и открытой вооруженной борьбой против атеистического оболванивания, коллективизации, большевизации и русификации в бытовой, культурной и социальной сферах жизнедеятельности.

С.А. Алиева , автор трехтомника » Так это было» , поделилась своими личными воспоминаниями о депортационной юности в городе Фрунзе, где ингушская , карачаевская, балкарская, чеченская интеллигенция находилась вместе, неся клеймо спецпереселенцев.

Б.Д. Газиков в последовавшем неформальном общении с молодежью отвечал на интересующие ее вопросы по истории ингушей.

Демонстрация фотографий ингушей-спецпересленцев из личного архива лектора, документов ГАРФа (представленных Ибрагимом Костоевым) визуально убедительно подкрепляли сказанное автором монографии «Депортация ингушей. Причины. Обстоятельства. Последствия» (2012г.). Собственно говоря, лекция была квинтэссенцией основных положений этой работы.

Поделиться

Написать ответ